Школа Своего Дела
в Болгарии

О Болгарии по-русски.
Выпуск № 14 .

Ведущий Расылки: Юрий Абашев, abashev@bitex.com
Сайт: http://shsd-spb.da.ru/

Электронная рассылка


09.09.2002 г.

Курс доллара в Болгарии: 1$ = 1,96073 лв.
Погода: 25-28оС, переменная облачность
Температура воды на море: 23-24оС.
Вы получили четырнадцатый выпуск рассылки "О Болгарии по-русски".

Благодарю всех подписавшихся!

Болгарские новости:

В 6 километрах от курорта "Солнечный берег" начали строительство копии  Новьева ковчега. По притче от Старого завета для спасения жизни Ной собрал на корабле "от всякой твари по паре" перед началом Всемирного потопа. В этом году закончилось изучение Болгарской Черноморской зоны научной экспедицией под руководством проф. Роберта Баларда от американского общества "National Geografic". По первоначальному предположению сохранившиеся остатки древних кораблей, являются подтверждением потопа, залившего Землю преди 7600 лет. Предполагалось, что был найден корабль Ноя, но после эта версия была отброшена. "Ноев ковчег" строится на площади 12 000 кв.м. В Ковчеге будут находиться пары различных видов животных, а также представклены разультаты научной экспедиции "Ной-Черное море", золото от варненского некрополя, исторические паметники и предметы. Предполагается, что грандиозная атракция увеличит количество туристов более чем на 500 000 человек. Стоимость проэкта около 100 000Евро, а экспозиция должна быть открыта в марте 2003 года.

На этой неделе Болгарское правительство и парламент вернулись из отпуска. В наступившем осенне-зимнем рабочем   сезоне планириется принать более 100 новых законов или изменений в болгарских законах в соответствии с европейским законодательством.

Материал выпуска

ОСТОРОЖНО: ТАЙМШЕР

Светлана Русакевич (1998-06-01)   (к сожалению не сохранил источник)

Известно, что туризм в мировой экономике по прибыльности занимает третье место (после золотодобывающей и нефтедобывающей отраслей). В нашей стране туризм как отрасль экономики официально был признан в ноябре 1996 года, когда Государственная Дума приняла Закон "Об основах туристической деятельности в Российской Федерации". До его принятия в стране вообще не существовало законодательства о туризме. Однако, по прошествии полутора лет и продавцы, и покупатели турпродукта вынуждены констатировать, что Закон не работает так, как хотелось бы. Он явно нуждается в дополнительных правительственных решениях и постановлениях. Одним из самых серьезных недостатков Закона является отсутствие законодательной базы на такой вид туризма как таймшер. Рыбку, как водится, сподручнее ловить в мутной воде. И пока "в целях поддержки въездного туризма" сейчас вроде бы разрабатывается законопроект о таймшере, сметливые и ловкие дельцы - любители быстрых и легких денег успешно добиваются своего.

Что же это за диковинный зверь с нерусским названием? Таймшер (timeshare) придумали в 60-х годах в Европе как способ продавать гостиничные номера. Предприимчивые американцы подхватили эту идею в 70-х, когда на их рынке недвижимости разразился кризис. Чего только не сделаешь, чтобы выжить! Владельцы отелей стали продавать апартаменты на новый лад. Клиент мог выкупить право проживания в гостинице на пару недель в году аж на 30 лет вперед. Для покупателя так получалось дешевле, а продавец получал гарантированных клиентов. Обычно таймшер покупают на курорте для проживания во время отпуска. Таймшерные курорты есть в 85 странах мира. Во всем мире миллионы людей становятся "владельцами недель отдыха". И не думайте, что обладателю таймшера приходится ежегодно отдыхать в одном и том же месте. Хозяева отелей организовали обмен отдыхом для своих клиентов. В мире существует две компании, помогающие владельцам таймшера поменяться местами отдыха друг с другом. В Европе более известна компания RCI. Таймшеры в системе RCI подразделяются на несколько категорий в зависимости от времени года и выражаются в трех цветах: "красном" (разгар сезона), "белом" (межсезонье) и "синем" (наименее популярное время года для отдыха). Понятно, что "красная" неделя - наиболее дорогая и выгодная при обмене. По качеству обслуживания курорты делятся на стандартные "международной категории" и так называемые "золотой короны". К системе обмена отдыхом RCI подключено более 3000 курортов по всему миру. Услугами ежегодно пользуются примерно 6 миллионов человек.

А два года назад представительство RCI открылось в Москве. Что тут началось!Бойкие юноши и девушки начали приставать на улицах и буквально силком тянуть на презентацию какой-то фирмы. Вам говорят, что вы выиграли в лотерее и обещают дать приз. Но вместо этого в течение нескольких часов атакуют ваши мозги с одной лишь целью, которую можно выразить двумя словами: купи таймшер! На Западе таймшер называют "последней революцией на рынке недвижимости". У нас же к нему относятся с предубеждением и недоверием. Оправданным, между прочим. Репутация таймшера в России сильно подмочена. В судах рассматриваются сотни гражданских дел по искам людей, пострадавших от недобросовестных действий туристических компаний, занимающихся организацией клубного отдыха и таймшером. Почему же нам предлагают "неправильный таймшер"? Попробуем разобраться на конкретном примере.

Тамара Юрьевна "попалась" прямо в универсаме. Обаятельная, но излишне настойчивая девушка начала разговор издалека, мотивируя его банальным социологическим опросом. Как вам, мол, нравится обслуживание в универсаме? А можете ли вы сравнить его с европейским обслуживанием? Ах, можете? Следовательно, вы были за границей. Оставьте ваши координаты, вам сообщат итоги опроса. Сообщили. Согласно "счастливому билетику", Т. Ю. Орлова выиграла приз. Телевизор. Приходите, говорят, к нам вместе с мужем за телевизором. И захватите с собой… 500 долларов. (Тут же должна была сработать ваша мозговая сигнализация: телевизор за 500 долларов - это не приз. Это покупка. Но покупки обычно делаются "по собственному желанию", а не по велению неизвестных личностей). Тамара Юрьевна с мужем Александром Васильевичем были заинтригованы и добровольно отправились в гнездо "социологов". Там о телевизоре уже речь не шла, зато супругам Орловым доходчиво и красноречиво рассказали о клубном отдыхе - таймшере. Мол, чрезвычайно выгодно стать как бы собственником апартаментов в отеле или даже хозяином виллы где-нибудь в экзотическом месте на неделю-другую. Мол, клубный отдых - самый престижный и элитный отдых во всем мире. Вы можете заключить договор на любой срок - год, три, десять или пожизненно. Сколько все это стоит? Сущий пустяк. Десяток тысяч долларов. Дороговато? Давайте 750 долларов за год…Интенсивная "обработка" Орловых продолжалась почти пять (!) часов. Измученные и уставшие супруги, словно загипнотизированные, выложили имевшиеся в наличии 500 долларов и обещали на следующий день привезти оставшуюся сумму (250 долларов), необходимые для оплаты одной недели отдыха. Причем, уйти сразу не удалось. Прилипчивый менеджер настоятельно предлагал автомобиль фирмы, на котором Орловых обещали довезти домой, чтобы они расплатились немедленно! И это в десятом часу вечера! (Здесь тоже необходимо было насторожиться. За любыми некорректными действиями всегда стоят авантюрные или вовсе мошеннические замыс лы. В любой цивилизованной стране недопустимо прямое давление на покупателя. Более того, обязательным элементом продажи таймшера является так называемый "период охлаждения": после того, как потенциальный покупатель ознакомился с предложением о клубном отдыхе, должно пройти некоторое время (от трех дней до двух недель), прежде чем он сможет оформить покупку. Если клиент передумал, в течение этого периода он может вернуть обратно всю сумму депозита. Конечно, российские маркетинговые компании, пришедшие, по сути дела, на пустой рынок, и слыхом не слыхивали о методах цивилизованной продажи таймшера. Какой там "период охлаждения", если смыслом их общения с клиентом является одно: дай денег! Скорее дай!) Вернувшись с весьма изнурительной "презентации" домой и придя в себя, Тамара Юрьевна ужаснулась: кому отдала 500 долларов? Зачем? Судя по методам работы менеджеров "Концерна Вэлфор Менеджмент", хорошего ждать нечего. Конечно, хочется отдохнуть на вилле в Кении или в хижине в африканских джунглях, но как бы не "влипнуть" в историю. Почувствовав неладное, Тамара Юрьевна настояла, чтобы муж поехал обратно и отказался от таймшера. Причем, Орловы были согласны потерять 500 долларов. Потом Тамара Юрьевна скажет: "Я предчувствовала, что, купив таймшер, мы потеряем гораздо больше". В "Концерне Вэлфор Менеджмент" Александра Васильевича так просто не отпустили. Хваткие менеджеры взялись за обработку потенциального клиента с удвоенной силой. И не выдержал Александр Васильевич, заплатил недостающие 250 долларов. "Ничего, - утешал потом он жену. - Может, все не так уж и плохо. Съездим на Канарские острова, отдохнем". Купив таймшер, нужно внимательно изучить документы, сопровождающие покупку. Часто они не только далеки от совершенства, но явно рассчитаны на некомпетентность клиентов. Договор и сертификат, которые зачастую составлены только на английском языке, страдают элементарной правовой безграмотностью, не соответствуют законодательству о защите прав потребителей, валютному законодательству. Клиент оказывается в ситуации, исключающей или крайне затрудняющей защиту своих прав. Счастливым обладателям таймшера и невдомек, что сертификат и даже договор, выданные маркетинговой компанией, фактически не являются юридическими документами. Они лишь подтверждают право клиента на владение недвижимостью. Супруги Орловы не стали исключением из правила. Им был выдан Сертификат участников программы "Лучшие путешествия", который якобы гарантирует "право занимать апартаменты "студио", а также использовать другое оборудование на территории клубов-курортов". В Договоре с "Концерном Вэлфор Менеджмент" помимо прочего, черным по белому написано: "Продавец обязан предоставить необходимую информацию Покупателю относительно курорта". В качестве информации Орловым рассказали, что им предоставляется номер "студио" в пятизвездочном отеле в клубе "Марина", который расположился на берегу океана на острове Тенерифе. Заманчиво, не правда ли? И всего-то за 750 долларов. Стоп. Рано радоваться. Еще не подсчитаны транспортные расходы. Бронированием апартаментов, оформлением виз, авиабилетов и медицинских страховок занялось ТОО "Холидей Интернешнл", с которым тоже был составлен соответствующий договор. В нем указано, что выдача документов происходит за два дня до вылета на курорт. День вылета был определен заранее - 13 марта 1998 года. Можно было отпрашиваться с работы (Тамара Юрьевна преподает в школе историю и граждановедение). Но 10 марта билетов на самолет еще не было, равно как и 11-го. Накануне вылета Тамара Юрьевна еще находилась в раздумьях, брать ли отпуск за свой счет или повременить, поскольку никаких доказательств поездки не поступило. Авиабилеты Орловым выдали за 14 часов до вылета. Последовали сборы на скорую руку, и, наконец-то, долгожданное путешествие на Канары. Остров Тенерифе - райский уголок для неизбалованного экзотикой россиянина. Колдовская растительность, синий простор океана, на берегу которого расположился клуб "Марина" (якобы входящий в систему RCI). Шикарный номер "студио" в пятизвездочном отеле. Там было все необходимое для полноценного семейного отдыха: просторная гостиная, спальня, кухня, оборудованная по последнему слову техники (комбайн, тостер, красивые столовые приборы, различные фужеры, рюмки, стаканы…).

Заморочки начались практически сразу же. При заселении Орловых обязали заполнить бланк с перечнем… всех предметов, находящихся в номере. Как вы думаете, сколько нужно потратить времени, чтобы пересчитать все ножи, вилки, ложки, стаканы, стулья, полотенца, наконец? Правильно. Пол-дня из своего недельного отдыха потратила Тамара Юрьевна на подсчеты. Достаточно унизительное занятие, нужно сказать. Орловы много путешествовали, но с подобной практикой ранее не сталкивались. Легче всего было считать полотенца. Потому что их было одно. На человека. В пятизвездочном отеле. А где же второе полотенце? поинтересовалась Тамара Юрьевна у директора клуба "Марина" Владимира Ляшкова. Не положено. А пляжное? С собой везти нужно. Или покупать. Отправляя туристов в поездку, фирмы обычно дают им проспекты, где подробно расписана информация обо всех правилах и нюансах курорта (платные лежаки на пляже или нет, сколько стоит покататься на водных лыжах и т. д. ). Руководствуясь предоставленной информацией, туристы собирают чемоданы. Кто бы мог подумать, что на Тенерифе в пятизвездочный отель нужно ехать со своим полотенцем, как в Тулу со своим самоваром! Мыло тоже нужно было захватить, равно как и шампунь, которые почему-то не выдавались. И это в номере "студио"! Да во второразрядной гостинице каждое утро положено выдавать кусок мыла! Но, видимо, не в клубе "Марина". Бред какой-то. Ничего себе контрасты: стиральная машина стоит в номере и всего лишь одно полотенце. А еще сразу же был взят залог в сумме 100 долларов за телефон. Опасаются в "Марине", что клиенты, живущие в "5 звездах" (куда выше?), имеют привычку "висеть на телефоне" и сматывать удочки, не заплатив. Хорошо, что за стиральную машину залог не потребовали. Но главные "сюрпризы" были впереди. Нужно сказать, что обе лоджии апартаментов и окна выходили на… стройку, которая шла полным ходом в непосредственной близости от отеля. Представьте себе шум, грохот, пыль и иностранную ругань круглосуточно, и вы поймете, как счастливы были Орловы в клубе "Марина". Стройка - значительная помеха в отдыхе, и мало кто из клиентов согласился бы приехать туда, зная о ней заранее. В "Концерне Вэлфор Менеджмент" информацию о стройке скрыли, хотя она, как оказалось, есть даже в сети Интернет. Переодеваться в номере нужно было со всей осторожностью, ибо строители - народ любознательный, и, видимо, поэтому частенько заглядывали в окна. Дальше - больше. Менеджеры "Концерна" в Москве говорили, что отель находится в 150-ти метрах от океана. Это действительно так. Только между отелем и океаном оказался не пляж, как логично было бы предположить, а… помойка. Обыкновенная. Не верите? Я тоже не верила, пока Тамара Юрьевна не показала мне видеокассету. (Забегая вперед, скажу, что в "Концерне Вэлфор Менеджмент" лишь усмехнулись, узнав о кассете, мол, она не является доказательством для суда. Чрезвычайно "грамотные" люди). Пляж тоже был в наличии. На расстоянии более двух километров от отеля. Конечно, никто не удосужился показать дорогу к нему. Особенно "приятно" было засыпать под мелодичный шум стройки, заглушающий шум океана и рев… самолетов, идущих на посадку. Клуб "Марина" находится в 15 минутах езды от аэропорта. Чудненькое местечко! С сервисом по-русски.

Но Тенерифе - это Тенерифе, и было бы ошибкой не уделить внимания его достопримечательностям. Экскурсии нужно было заказывать и оплачивать дополнительно. Мы заказали три экскурсии, которые стоили нам 285 долларов. Для меня это достаточно значительная сумма, - рассказывает Тамара Юрьевна. Мы, конечно, заказывали русскоязычные экскурсии. Две из трех таковыми и были. А одна проводилась аж на четырех языках, но русский туда не входил. И никто даже не потрудился извиниться. Но самое неприятное, пожалуй, заключалось в следующем. Директор клуба "Марина" В. Ляшков и его помощник в течение трех дней воровали время у отдыхающих, продолжая "промывку мозгов", начатую еще в Москве. Они настоятельно требовали, чтобы курортники стали постоянными членами клуба и немедленно (!) выложили 360 долларов, а по приезду в Москву еще немного - всего каких-то 8000 долларов. - О каком постоянном членстве может идти речь, если у меня есть полное основание предъявить вам судебный иск! - отвечала им Тамара Юрьевна. - Нам не предоставили полной и достоверной информации о курорте. Что я, полная идиотка, проводить свой отпуск на стройке и, извините, на помойке под шум аэродрома? Последней составляющей "букета" неожиданностей оказался завершающий день "отдыха" (который и отдыхом-то нельзя назвать без кавычек). Орловых заранее не предупредили, что апартаменты нужно освободить до 10 часов утра. Сказали об этом уже утром, и пришлось, спешно собрав вещи, ехать в аэропорт, хотя самолет вылетал в половине десятого вечером. Таким образом, еще один день был уворован. Получилось дешево и сердито. Считайте сами. Стоимость номера "студио" - 750 долларов, виз и авиабилетов - 1320, полупансиона - 200, экскурсий - 285 долларов. Поездка через "Концерн Вэлфор Менеджмент" стоила Орловым примерно на 600 долларов дороже, чем аналогичное путешествие через солидную турфирму типа "Роза ветров", у которой не было ни одной рекламации. (Для сравнения. Орловы ранее путешествовали через "Розу ветров", и когда фирма на небольшой срок перенесла поездку, они компенсировали это, отправив супругов первым классом и принеся свои извинения). - Я не хочу оставлять безнаказанным обман "Концерна", - говорит Тамара Юрьевна. - В моем положении могут оказаться другие "заглотившие наживку", у которых не хватит сил и времени бороться с несправедливостью. Мы строим правовое государство, и зло должно быть наказуемо. "Концерн Вэлфор Менеджмент" должен быть лишен лицензии. Физически уставшая и морально разбитая Тамара Юрьевна, вернувшись в Москву, проконсультировалась с юристом и написала заявление исполнительному директору ЗАО "Концерн Вэлфор Менеджмент" В. А. Видерману, где изложила все свои претензии. Прошло больше месяца. Ответа нет до сих пор. Уважающая себя фирма в подобном случае постарается не доводить дело до суда и компенсировать потери (физические и моральные) туриста в ходе переговоров или в претензионном порядке.

И пусть пока нет правовой базы о таймшере в России, необходимо руководствоваться законодательствами о защите прав потребителей и о туризме. В статье 10 Закона "Об основах туристической деятельности Российской Федерации" говорится, что в договоре в обязательном порядке должны найти отражение существенные условия реализации турпродукта. Одним из существенных условий является достоверная информация о потребительских свойствах туристического продукта. "Концерн Вэлфор Менеджмент" не только не предоставил достоверной информации о клубе "Марина", но и пошел на заведомый обман клиентов. Согласно Закону, туристу в случае невыполнения условий договора в качестве убытков и компенсации морального вреда компания возмещает сумму, равную двойному размеру стоимости туристского продукта. Понятно, что благодаря фирмам типа "Концерн Вэлфор Менеджмент", у россиян складывается стойкое предубеждение против таймшера. Методы агрессивного маркетинга, невыполнение обязательств компаний могут раз и навсегда погубить хорошее, в общем-то, дело. В качестве совета потенциальным потребителям таймшера можно сказать, что не стоит покупать таймшер через фирмы-посредники (маркетинговые компании). Лучше будет поехать на приглянувшийся курорт самим и посмотреть все своими глазами. Так наверняка надежнее. А может, и дешевле. К сведению "Концерна Вэлфор Менеджмент" и его последователей. Гражданские дела по искам людей, пострадавших от "сюрпризов" российского таймшера, как правило, заканчиваются в пользу граждан. Хватит нас дурить! "

Хочу рассказать и о своих ощущениях от этого вида агрессивного маркетинга туристический услуг.

Практически при каждом посещении Москвы, начиная с 1997 года, меня "залавливают" таймшерцы! Я обычно соглашаюсь поговорить, чтобы посмотреть, какие новыe уловки придуманы, а также посидеть и немного отдохнуть от быстрого московского темпа. Таймшерцы в Москве работают практически на всех людных местах: на Красной площади, около Цума и Гума, на плащади Болшого театра, на Ленинском проспекте, а последнее время на ВДНХ. Как правило они завликают людей подарками, которые вы уж выиграли в лотерею. Дают беспроигрышную лотерею, в которой каждый билет выигрывает.... бесплатное пребывание в комфортабельном отеле ( но об этом вы узнаете просидев в их офисе не менее 2 часов, ожидая розыгрыша призов), где-нибудь на Богамских островах. Для того , чтобы воспользоваться этим выиграшем, Вы должны заплатить 1-3 тысячи долларов за самолетный билет, но только через их тур-фирму. Последний раз, когда мы были целой семьей на ВДНХ, нам предложили даже сейчас же вылетить бесплатно на Бермутские острова и провести там одну неделю за счет фирмы, чтобы убедиться в высоком качестве услуг и после этого заключить  долговременный, наследуемый договор за 10 000$. Естественно мы сразу согласились! И было смешно наблюдать, как они пытаются выйти из сложившейся ситуации, уговаривая нас подумать, приготовить и собрать вещи. Когда же я жестко сказал, что нет больше время болтать и мы готовы лететь сейчас же, а необходимые вещи купим там (лето, а мы хотим побывать на Атлантике, визы нам не нужны, загранпаспорта при нас), пришла главный менеджер, извинившись сообщила, что к сожалению сегодня и завтра полетов нет! И предложили посетить их снова, имея несколько тысяч долларов для подписания договора.

Кроме этого они сейчас начали предлагать какие-то карты, дающие скидку на туристуческие услуги до 50% и более, но-видимо это тоже обман. Один из клиентов, накануне купил такую карту за 300$, и вернулся, чтобы возвратить себе деньги. Он связался с одной из западных фирм, которая должна давать скидку по этой карте (по-видимому, покупая, он уже знал, как ее использует) и установил, что это не так! К счастью для этого человека в офисе было много народу и "таймшерцам" пришлось вернуть деньги, чтобы замять скандал.

Интересно , что таймшер появился и в Болгарии. Слышал, но сам не попадал.

Будьте бдительны! Внимание Таймшер! Дешевый отдых за большие деньги!


Ответы на вопросы:

1.Здравствуйте Юрий!
Я читаю вашу рассылку. Моя мечта давно, поехать в Болгарию. Не знаю, что меня так туда тянет, я ведь про нее совсем ничего не знаю. На аукционе познакомилась с одним жителе г.Бургас, он приглашал в гости, как я поняла, но вот только договориться не смогли так как он незнает русского, а я болгарского. Я бы выучила, да только учить не почему нет нужной литературы. А мне так хотельсь хотя бы переписываться с кем-нибудь из Болгарии, просто пообщаться, хотя бы по емайлу. Я бы съездила, да средств не хватает. Я пишу вам, потому, что у вас есть рубрика по знакомству, но не совсем понятно, для кого? Кто не хочет пока знакомиться Россияне или Болгары?
Может поможете хоть чем-нибудь. Может в рассылке будете по немногу писать слова с переводом?
Жду ответа.
С уважением Елена.
Venecy@reg.avtlg.ru

Здравствуйте Елена,
В России раньше было издано несколько учебников Болгарского языka (Сразу не могу найти их названия, но опубликую в ближайшем выпуске). Я надеюсь, что их не будет сложно найти в библиотеках. Но согласен в каждом выпуске рассылки давать краткий урок болгарского. Что касается моего Клуба знакомств, то я предложил такую рубрику для читателей, но до сих пор не поступает предложений ни от русских, ни от болгарских читателей. Я поместил Ваш е-мейл, без согласования с Вами, так как, надеюсь, что Вы не будете возражать. Возможно, это простимулирует и других читателей рассылки.
Юрий.

Что касается руско-болгарских слов, то как я уже писал, около 80-90% слов по написанию совпадают, поэтому начну со слов, которые вызывали трудности у меня и достаточно часто используются в болгарском языке.

Словарик (русский-болгарский):

Я-Аз
Он-Той
Она-Тя
Они - Те
Мы-  Ние
Сейчас -Сега
Тысяча - хиляда

Так как в болгарском нет букв Э  и "ы" , то в словах они часто заменяются на другие буквы:
Э на И (экономика - икономика) или на Е (Электричество - електричество)
ы -на И (цыг'аны- ц'игани; б'ыло - бил'о).

С другой стороnы, буква "Ъ", которая обозначает в русском только твердость произношения, в болгарском имеет широкое употребление и произносится, как твердое "ы". Ъ встречается во многих болгарских словах, сходных по написанию с русскими, но заменяет собой русские буквы: у, о или, иногда, а: угол - ъгъл, болгарский - български. А в тех случаях, когда в русском вставляется твердый знак, в болгарском он просто выпадает: объявление - обявление. Последнее, как правило, относится и для мягкого знака: Татьяна - Татяна, хочешь - искаш, желаешь- желаеш.

В любом случае каждый человек, знающий русский язык, не должен встретить трудностей в понимании болгарского текста, трудность возникнет в восприятии и понимании болгарской речи! Как и в любом другом иностранном языке, необходимо "настроить свои уши на понимание" (считают англичане), "различение" отдельных слов и выражений.
Часто незнакомые на первый взгляд слова становятся понятными, если немного задуматься над их смыслом: слово -дума; пониматешь - разбираш; думаешь (от болгарского, старорусского - дума) - умуваш, мислиш и т.д.

Хотел бы получить мнение читателей рассылки о полезности таких уроков болгарского: стоит ли продолжать в таком духе или появвятся конкретные замечания, предложения. Но считаю, что превращать данную рассылку в рассылку по изучению болгарского (как есть рассылки для желающих изучить английский или немецкий) нет смысла, так как болгарский вряд ли получит широкое распространения в Европе, а и желающих серьезно овладеть им найдется не много. Если я не прав, давайте обсудим!

2.Здравствуете, Юрий!
Получил очередной выпуск Вашей рассылки, из которого узнал, что у Вас очень большой объем переписки. Извините за беспокойство, но передайте пожалуйста, если возможно, адрес моего сайта или e-mail Гюлизар из Стамбула. Спасибо.

Сергей Лапшин
http://vbc-spb.narod.ru/autor.htm

Здравствуйте Сергей!
Я действительно получаю много писем, как писал в предыдущем выпуске. Но проблема не в этом: пишите, если имеете вопросы, предложения, замечания, советы или хотите покритиковать. Я за критику, особенно за конструктивную! Но когда тебя заваливают бестолковыми предложениями поучаствовать в ..., или заработать 1 млн. $$ за неделю, что является давно пройденным для тебя (как и для многих других пользователей интернетом) этапом, жалко тратить время для просмотра такой корреспонденции, да и тратить интернет доступ на это тоже. Так что пишите не стесняйтесь! Постараюсь быть полезным.
Адрес Вашего сайта даю, надеюсь Гюлизар его увидит (найду ее адрес и перешлю).

Полезные советы для путешественников:

Сегодна несколько слов о пересечении бывших советских границ (это в основниом будет касаться украинской и молдавской граници - другие я лично не пересекал):

Российские и "союзные" законы сейчас часто не совпадают. Например,  из России Вы можете вывести с собой 1500$, а из Украины только 500$ (на данный момент цифры не проверялись). К чему это приводит? Вы беспрепятственно вывозите из России 1500$ (отправляясь, например, в Болгарию), пересекаете украинскую границу на поезде, не встречая проблем ни с украинскими таможенниками, ни с пограничниками. При выезде с украинской территории вам раздают таможенные деклапации, в которые Вы естественно, ничего не подозревая, вписываете 1500$. Но вдруг узнаете, что лимит вывоза валюты из Украины (как и других союзных стран) составляет только 500$, и Вас заставляют разницу в 1000$ сдать на хранение в украинский банк! Ваши объяснения, что Вы едете транзитом, что Вы ввезли эту сумму из России, предъявление российской декларации о вывозе данной суммы из России , как правило не дают эффекта! Единственный документ, который они готовы признать - украинская таможенная декларация о ввозе 1500$ на территорию Украины, а ее Вам вообще не предлогали подписать и не раздавали! Как результат, если Вы все-таки будете возвращаться через эту же границу, то по полученной справке Вы сможете получить только эквивалент в украинских гривнах (или молдавских леях), "ввиду временного отсутствия долларов" (а если вам и повезет, то Вы снова не будете иметь права вывести эту сумму с территории Украины!).
Что же делать? При въезде на территорию Украины советую найти украинских таможенников и настоять заполнить украинскую таможенную декларацию! (
Обязательно проверьте наличие таможенного штампа -Они, как правило, "забывают его поставить") - Это потом  поможет сохранить не только деньги, но и здоровье. Если не найдете таможенников, попросите поставить печать украинских пограничников (так посоветовали мне сами украинские таможенники!) на декларации, заранее подготовленной на российской границе!

Кстати: рекомендую включить в декларацию и те вещи, к которым могут проявить интерес украинские таможенники. Очень часто они не разрешают вывозить электрические приборы, дорогую аудио или видео технику, которую Вы безпрепятственно можете взять с собой из России для своего пользования или для подарка знакомым или родственникам.  Как и в случае с валютой, предъявление, например, квитанции о том, что это изделие куплено в Москве перед выездом или другие Российские документы (разрешение для вывоза изделий для иностранцев, работавших в России) не принимаются к рассмотрению и не учитываются . Я неоднократно помагал этим советом пассажирам,  путешествующим со мной в купе, но не мог спасти всех в вагоне. Как правило, таможенники остаются не довольны, увидев такую заполненную декларацию, и отказываются проверять Ваш багаж, быстрее переходя к соседнему купе.

Клуб знакомств:

Очереди для знакомства не образовалось, читайте ответы на письма.

Внимание Обман!

1.Так называемая "Подкидка".
На улице в людном месте выкидывается портмоне, естественно очень быстро находится человек, который старается незаметно для окружающих его поднять. Как только он это делает к нему подходит человек и не дает раскрыть портмоне под разным предлогом. После этого аферист предлагает человеку, поднявшему портмоне "поделиться" найденными деньгами при этом, всячески препятствуя раскрыть портмоне. Естественно, перед тем как подбросить портмоне мошенники вкладывают в него или нарезанную бумагу или ненужные лотерейные билеты для того, чтобы предать ему увесистый вид. Потерпевший, осознавая что стал владельцем немалой суммы денег желает, как можно быстрее избавиться от настырного соучастника находки. Единственный способ это сделать, предложить мошеннику деньги, которые позволят единолично распорядиться находкой. А что в портмоне мы уже знаем.

2.Афера "Бесплатный чай и сигареты" ( могут быть и другие легкие товары, вес которых трудно определить). Перед тем как осуществить покупку сигарет или чая изготавливается точная копия желаемого товара. Муляж делается из ранее приобретенных или купленных товаров. Афера осуществляется чаще всего в небольшом магазине или в палатке. Это происходит следующим образом: получив у продавца купленный товар аферист кладет его в непрозрачный пакет или сумку, в котором находится заранее заготовленный муляж. Затем под каким либо предлогом аферист возвращает продавцу точную копию подлинного товара, а продавец возвращает деньги. Данная процедура может повторяться неоднократно.

Болгарские анекдоты:

 Четыре мужчины носят Трабант (модель небольшого автомобиля). Встречает их прохожий:
- Почему носите трабант? Что-нибудь сломалось или кончился бензин?
- Нее..! Очень спешим!

Представитель ШСД в Болгарии.
Юрий Абашев
mailto:volodenka@pisem.net
http://bizines.dir.bg/

 

 
 
Hosted by uCoz