О Болгарии по-русски.
Выпуск № 38 .

Школа Своего Дела
в Болгарии

Ведущий Расылки: Юрий Абашев, abashev@bitex.com
Сайт: http://bizines.dir.bg

Электронная рассылка
Архив рассылки находится по адресу:
http://bizines.dir.bg/maillist/MailList.htm


15.03.2003 г.

Курс доллара в Болгарии: 1$ = 1.81516 лв.
Погода: +20-+12оС, переменная облачность.
Здравствуйте!
Вы получили  тридцать восьмой выпуск рассылки "О Болгарии по-русски".

Благодарю всех подписавшихся! Спасибо за ваши письма, они помогают мне видеть, какая информация может быть вам интересна.

Болгарские новости:

В Болгарии в Интернет начали действовать бесплатные консультации по таможенным правилам при вносе транспортных средств на болгарском автомобильном портале по адресу: www.autoactual.com .С помощью новой услуги каждый вноситель (импортер, частное лицо) в Болгарию может получить рекомендации по таможенному оформлению автомобилей в соответствии с последними изменениями законов и таможенных правил.

Последнее исследование рынка труда в Европе показало, что в странах кандидатах в ЕС стоимость рабочих рук в 5 раз ниже стоимости труда стран членов ЕС, причем самый дешевый труд в Болгарии и составляет в среднем 1,5$ за час.

Материал выпуска

Транспорт в Болгарии

 

Сегодня я, по просьбе читателей, начну рассказывать о транспорте в Болгарии. Я планировал дать в одном выпуске краткую информацию о транспорте, но материала оказалось много, и как мне кажется, достаточного интересного, а, возможно, и полезного для кого-то. Поэтому решил в нескольких последующих выпусках остановиться на различных видах транспорта, о его состоянии в данный момент, о перспективах развития в близком будущем.

ТРАНСПОРТ - Отрасль экономики по перевозу путников и товаров. Основные виды: сухопутный (железнодорожный, автомобильный, трубный транспорт), водный транспорт и воздушный транспорт. К транспорту как отрасли не    относятся промышленный (внутризаводской) транспорт и личный транспорт населения. Транспорт становится самостоятельной отраслью в конце 18 и начало 19 в. В Болгарии транспорт создает 3,9 % валового внутреннего продукта (2000).

Железнодорожный транспорт.

Перевоз товаров и пассажиров по железнодорожному пути основная обязанность железнодорожного транспорта. Он возник в начале 19 в. с строительства первого парового локомотива Р. Тревитиком (1803) и Дж. Стефенсоном (1814) и открытием первой ж/д линии в мире - в 1825 в Великобритании между Стоктоном и Дарлингтоном (21 km). В современном ж/д транспорте используется тяга электрическая, дизелевая и газотурбинная; используется автоматика и телемеханика при регулировании движения поездов и электронно-вычислительная техника для управления перевозками.

В 1864 году началось строительство первой железнодорожной магистрали на территории Болгарии. Английская концессия "Паушилини" братьев Бырклей строили линию Русе-Варна длиной 224 км. Эта магистраль должна была способствовать развитию двух портов в Русе и в Варне. Магистраль прошла по болотистым районам около Каспичан и Провадия, где насыпь создавали специально. Линия была открыта в 1866 году. По Берлинскому договору Княжество Болгария должна была выкупить магистраль за огромную сумму в 42 млн. лв,- сумму равную годовому бюджету Княжества. Другая важная магистраль Истамбул-Белово построена в 60-е годы 19 века, как начальный отрезок трансъевропейской магистрали.

Первый закон княжества о железнодорожном транспорте создан в 1885 году после 3-х месячного обсуждения в Народном собрании тех лет. В те годы строительство железнодорожной магистрали соединяющей крупные европейские города становится важной задачей, поэтому в Вене    проводится собрание "Конференция четырех": представителей Турции, Болгарии, Сербии и Австро-Венгрии, на которой обсуждался вопрос строительства новой магистрали Истамбул-Белград-Вена. По проекту Болгария должна была построить отрезок Вакарел-Цариброд. В 1885 году парламент объявляет торг для строительства. Правительство решает отказать иностранным компаниям в строительстве, и строить болгарскими силами, помогая так развитию национальной промышленности (чего не всегда делается сейчас!). Болгарский предприниматель Иван Гроздев создает первое "Болгарское строительное дружество". Необходимые капиталы собирались через подписку (акции и облигации). В 1888 году в строительство Белово-Вакарел включается и правительство и 12 августа линия открыта. Так была Болгария соединена с Европой, Этот день считается и днем рождения Болгарской железнодорожной промышленности.
За 20 лет 20 века были закуплены 4312 товарных и пассажирских вагонов и более 300 локомотивов.  После объявления независимости в 1908 году 390 км. железнодорожного пути было национализировано и взято от иностранцев собственников.

В начале 20 века вагоны были маленькие и разделены на купе, которые не сообщались между собой. Кондукторы всегда показывались неожиданно, как "дьяволчета", которые выскакивают автоматично из шкатулки; вечером носили на груди   маленькие фонари с газом (керосином). И сейчас контролеры появляются достаточно неожиданно, но в отличие от российских, они достаточно разбираемо относятся к Вам (например, если не успели купить билет) и вам остается оплатить билет, Я не сталкивался со случаями применения штрафных санкций. (Если я ошибаюсь, то надеюсь, болгары, читатели рассылки меня поправят). Сигнал об отправлении подавался колоколом на вокзале.  

       20-го декабря 1906 началась первая генеральная железнодорожная стачка, подкрепленная несколькими ведущими политическими партиями и профсоюзами. Стачка закончилась 31- января 1907г., после удовлетворения требований о восьмичасовом рабочем дне, обеспечении безопасности на рабочем месте и гигиены и др.

После второй Мировой войны строительство сильно увеличивается: за 50 лет пустили в эксплуатацию более 3 000 км. рельс. В 1950г. первый раз праздновали День железнодорожника (железничаря) - в первую неделю м. августа.

В 1952 году пускается в эксплуатацию подбалканская линия с первым в Болгарии туннелем Козница длиной около 6 км. В 1963 году пустили первый электрифицированный участок София-Пловдив.

В 1978 г. открыта паромная (ферриботная) переправа Варна-Ильичевск.

В начале 21 в. в свете приема в ЕС Болгарии начали использовать соответствующие директивы    ЕС, как и практику большинства европейских стран, и Народное собрание приняло новый "Закон за железопътния транспорт",который в силе от 1-о января 2002г. Согласно этому закону Национальная Компания "Български Държавни Железници" (БДЖ)  была разделена на две отдельные предприятия: оператор (БДЖ-ЕАД) и инфраструктурная компания (НК "ЖИ").

С 2002 г. Болгария проводит политику соответствия деятельности БДЖ с европейскими требованиями и нормами. По Директиве 91/440 ЕС все державы будут использовать европейскую инфраструктуру  при не дискриминационных и равных условиях. Должны быть внедрены услуги и условия, полностью удовлетворяющие потребности населения ЕС. Особое внимание будет уделяться качеству перевозок на всех этапах путешествия, и соответствовать международным требованиям ISO9001! Потребитель услуг будет в центре системы. Для этого предусматривается строгая ответственность всех звеньев железнодорожного транспорта: от руководства, персонала до специальной системы качества перевозок. Конкуренция в Болгарии обостряется из-за спада производства и уменьшения товарных перевозок ( см. ниже статистические данные). Основной конкурент - автомобильный транспорт! БДЖ может победить в конкурентной борьбе, только если предложит какие-то новые услуги, которые не исполнимы для автомобильного транспорта, и в основе - повышение качества обслуживания.

Для удовлетворения разнообразных потребностей сейчас предлагается и много различных способов перевозок: обыкновенные, быстрые, экспрессные, международные (1 и 2 класса, мягкие, для курящих и для не курящих пассажиров и т.п.). Предусмотрены большие инвестиции по улучшение комфорта, дополнительных удобств и др.   Важное внимание обращается на безопасность и надежность движения: количество аварий и катастроф на 1 млн пассажиров на 100 млн. км должен быть значительно снижен - основной показатель, характеризующий надежность движения в Европе.

И теперь немного статистики.

Т О В А Р Н ы Е   П Е Р Е В О З К И

Перевозка товаров в   тоннах:

година

1990

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

тыс.т.

63253

30274

32916

30118

29220

24461

21089

21081

19285

18500

млнткм

14132

7773

8595

7549

7444

6152

5296

5538

4904

4627

По видам товаров в 2002 г.

Вид товар хил.тона млн.т/км
Въглища 4894,74 858,86
Петрол 1265,14 388,57
Руди 2069,84 684,45
Метали 3186,32 952,36
Машини 109,66 33,14
Цимент 385,69 88,44
Тухли 15,40 3,59
Дървен материал 321,76 80,36
Кариерни материали 1199,23 98,34
Минерали 1213,31 337,43
Зърнени храни 220,33 45,32
Захарно цвекло 2,66 0,34
Плодове 14,37 4,83
Торове 368,82 89,21
Напитки 37,20 9,72
Други 3195,61 952,49
ОБЩО: 18500,08 4627,45

 

ПЕРЕВОЗКА ПАССАЖИРОВ (тысячи пассажиров)

год 1990 1991 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002
Перевозка пассажиров 102399 72787 58740 58939 82656 64260 53112 50029 41817 33719
Путник/километры 7793 4866 4693 5065 5886 4740 3819 3472 2990 2598

В 2000 ж/д транспорт в Болгарии перевез 25 %  товаров и 4,9 % от пассажиров.

И в заключении информация об основных официальных сайтах по теме:

Ж/Д  транспорт:  БДЖ - http://www.bdz.bg/

Железопътна администрация - регистр  административных структур
Български държавни железници
Разписание на международните влакове - расписание межд.поездов
Офиси за закупуване на жп билети - места, где можете купить или забронировать билет.
Карта на железопътните линии - карта Ж/Д путей в Болгарии.

Полезную информацию найдете в ответах на вопросы и советах путешественникам (см. далее).

Это на сегодня все!   Если, что-то упустил, пишите!

  
Ответы на вопросы:

Сначала сообщение для - Александра Шабуневский - мои ответы Вам постоянно возвращаются! Напишите мне снова, сообщу свои координаты для встречи.

Я иногда получаю письма, явно не SPAM, но мне остается не ясным, чего хотели отправившие мне люди? Или узнать мое мнение о сайте или информации, или поместить ее в рассылке или на сайте? Если отправляете или переправляете письма на мой адрес, то хотя бы в субъекте письма напишите, чего хотите. Иначе я не знаю, что делать с этой информацией, если она мне лично не пригодилась.

1.Здравствуйте, Юрий!
Я уже как-то писал Вам, спасибо за общение. Я не очень давно получаю Вашу рассылку, поэтому, если Вы уже отвечали на подобный вопрос, прошу меня извинить. Моя мама жила в Софии, была вынуждена уехать, изредка получает письма, но скучает по друзьям. Переговоры дорого для неё, но я могу прелоставить ей возможность звонить по сотовому телефону.    Напишите, пожалуйста, что вы знаете о возможности позвонить на квартирный телефон в Софии по сотовой связи из России.      Я думаю, что ответ заинтересует многих, ведь люди снимают на лето квартиры, да и в учереждение какое-нибудь бывает необходимость позвонить.С уважением А. Миронов   

Я уже писал ответ на вопрос. Во-первых, мне сложно сказать какие самые выгодные способы телефонной связи с Болгарией, так как живу в Болгарии, а не в России. Здесь могут помочь ответить люди, часто звонящие в Болгарию. Из Болгарии самый дешевый способ звонить заграницу использование телефонных карт с IP-телефонией. Это телефонные разговоры через интернет, в этом случае стоимость уменьшается на 50-70% в зависимости от страны, Но для тех, кто имеет быстрый интернет (минимум 28 kB/s), то можно использовать разговоры по пути: ваш компьютер-Интернет- телефонный сервер в городе, в который звоните - телефон вашего знакомого. Так стоимость разговора падает до 3 центов на минуту в зависимости от страны или полностью бесплатно! Список программ и веб - адресов, предлагающих такую услугу, можете найти на моем сайте на странице по адресу:       Учитывая сложность оплат, по интернету в Болгарии появились фирм, которые принимают оплату разговоров в местной валюте и перечисляют их в соответствующую Интернет счет для телефонных разговоров, а Вы при разговорах используете оплату с этого счета. В Болгарии такая услуга предлагается  www.bol.bg  и еще несколькими фирмами. В России такие услуги предкагались русской фирмой EasyTalk (не проверял о ее существовании сейчас!). Если кто-то знает другие способы телефонных разговоров, сообщите мне, я сообщу о них в рассылке.

2. Получил несколько вопросов о получении болгарского гражданства или вида на жительство , как результат рождения ребенка в Болгарии.

"В Вашей рассылке №36 Вы писали, что ребенок, который родился на территории Болгарии автоматически становится гражданином Болгарии, даже если он рожден от родителей иностранцев. Уточните пожалуйста, так ли это."

Теоретически это так, но практически с уверенностью мне никто ответить не смог. Следует отметить, что здравоохранение в Болгарии еще не на Европейском уровне, и я сомневаюсь, что для получения вида на жительства или гражданства имеет смысл рисковать здоровьем ребенка.

"В отношении ребенка. Моя жена рожала в России и, хотя у нас была дополнительная страховка, это было то ещё обслуживание. Так что родами в Болгарии нас не испугать."

Конечно в Болгарии есть платные роды, платное медицинское обслуживания, к иностранцам и отношение будет лучше, чем к болгарам, но я сейчас не могу гарантировать, что такой способ достижения определенной цели является оптимальным! Решать Вам!.

3. Начал получать и письма от желающих включиться в тур бизнес. По предварительным прогнозам Болгария с этого года делает серьезную ставку на туризм ( естественно, если не будет проблем с Ираком!). Я сейчас собираю информацию о том , как лучше всего все организовать, какие цен, будут в этом сезона и т.п. Любая информация будет мне полезна.

Вы писали, что заинтересованы получить цены и информацию о услугах в других странах. Если Вы помните, в настоящий момент я проживаю в Израиле. Здесь есть большое количество различных курортов и лечебниц. Например, известное на весь мир Мертвое море. Если Вы заинтересованы в сотрудничестве в этом направлении, то я могу представлять интересы болгарских турфирм в Израиле, а Вы интересы израильских турфирм в Болгарии. Сообщите мне, пожалуйста, свои соображения по этому поводу.

Естественно я заинтересован в сотрудничестве с Вами. Возможно, если читают рассылку и русские тур операторы, то и они проявят интерес к Вашему предложению. Пишите, будем обсуждать детали сотрудничества. Я обращаюсь и ко всем читателям рассылки.

4. Здравейте г-н Абашев!
    Преди  известно време попаднах   на вашата "разсылка"-"О Болгарии по-русски".От тогава следя с интерес всяко следващо издание. Харесват ми писмата,които публикувате,тъй като съдържат конкретни впечатления и оценки за начина ни на живот въобще.За съжаление негативните отзиви ,на които се натъквам почти във всеки брой на "О Болгарии по-русски"са правдиви и много добре характеризират мрачната страна на нашата народопсихология.Коментарите,с които отразявате събитията, протичащи в нашето общество са прецизно синтезирани и  много подходящи за бърза ориентация по всичко по-важно, случващо се в България.
    Сега,конкретно по въпроса.
    Работя в приватизирано предприятие(гр.Шумен).Предприятието разполага с почивна станция(х.Аида) на територията на народен парк "Шуменско плато".Хижата беше ремонтирана,като в процес са довършителни работи.В този момент трябва да се изясни точното бъдещо предназначение на тази хижа(тъй като има вариант да се преустрои във санаториум),за да продължат тези довършителни работи.За момента хижата разполага с осем стаи(с по две легла) и два апартамента-всички в скромно обзавеждане(масичка,две нощни шкавчета ,малък килим ,нощна лампа) ,но с баня и тоалетна.За сметка на невисокия конфорт всяка стая разполага с тераса и изглед от височина към града и още към историческата "Шуменска крепост".За парка"Шуменско плато" като цяло човек може да се запознае на адрес http://www.bg-parks.net/bg/parks.html
    В процес е създаването на уебсайт като разработвам два варианта:
1-Да обединя заинтересованите страни(на територията на платото съществуват и други почивни станции,в подножието на платото пък е разположено предприятието с историческо минало-"Шуменско пиво"-АД,в града има сдружения,които на времето провеждаха активни мероприятия-например състезания по ориентиране,пещерна дейност и др.)по създаването на сайт,посветен на парка като цяло.Този вариант е по-добрия,въпреки че положителния ефект върху функционирането на нашата хижа може да се намали.Освен това,обстоятелства,за които често става въпрос във вашата "разсылка" и касаят нашата българска действителност,най-вероятно ще го провалят.
2-Да направя сайт,постветен конкретно на хижа"Аида",който да илюстрира условията за пребиваване в хижата,някои от забележителностите на платото,както и забележителностите от региона(в радиус от 30 км. се намират Плиска и Велики Преслав-Първа и втора столици на България от 7 и 8 век.;друга забележителност е скалния релеф"Мадарски конник";друга(и по повод на една от скоро разглежданите от Вас теми) забележителност са минералните бани в с.Мараж,но за съжаление не знам в какво материално състояние се намират и също какво точно лекуват.
Друга благоприятна възможност за развиване на туризъм е близостта(според руската представа за растояние) на Черно море.Пътят до морето е почти целия магистрален,което прави пътуването съвсем кратко,приблизително около един час.Така става възможна комбинацията почивка на море с пренощуване при почти планински условия,при това нескъпо.
    Такива са условията в общи линии.Мога да Ви предоставя допълнителна информация,в случай,че ви е необходима.
Съзнателно не формулирам никакво предложение,ако Вие имате някаква идея по така изложената информация,ще се радвам да обединим Вашите намерения и моите.
    Желая Ви всичко добро!
    Ивайло

Здравствуйте, и спасибо за положительную характеристику моей работы.
Спасибо и за информацию о Вашей базе отдыха, парке. Желательно получить больше описательной информации о ней и о вашем районе. как вижу я из своей переписки не все люди желают ехать только на море. Ваше предложения может оказаться довольно привлекательным: чистый воздух и относительно низкие цены отдыха. по сравнению с морским. Наличие водоисточников, и сравнительно близкое нахождение моря может заинтересовать менее состоятельных туристов или желающих разнообразить свой отдых.

Что касается отрицательной характеристики болгарской действительности, то без нее не обойтись для объективного представления материалов о Болгарии: в любой стране есть свои плюсы и минусы, отрицательные и положительные черты характера население. Как к ним относится человек, зависит, в основном, от самого человека! Но как вижу, это никак не ухудшает отношения иностранцев к болгарам, а, зная отрицательные стороны, надеюсь, люди меньше будут обращать на них, а, следовательно, улучшится и взаимопонимание.

Вот одно из писем:

Добрый день, Юрий! Прочитала Ваши выпуски - очень понравилось.
Да, мне нравится Болгария, мне нравятся болгары. Я хочу знать больше об этой стране.
Очень буду ждать новых выпусков. СПАСИБО огромное и удачи.
С уважением, Вика

Вика спасибо за письмо. Как видите, люди любят болгар, хотя и не отрицают (см. письма в других номерах рассылки) наличие и плохих сторон жизни в Болгарии.

Теперь, что касается сотрудничества: я все сделаю, чтобы оно было плодотворным. Я не могу знать всех мест в Болгарии, а информация об интересных местах, базах отдыха, лечебных свойствах болгарской природы, будет полезно всем! Taк, сможем решить проблему с недостаточной информацией о туризме в Болгарии. (Мою рассылку сейчас читают на всех серверах около 2 000 человек, интересующихся Болгарией Они сами выбрали рассылку, а, следовательно, являются и потенциальными клиентами болгарского туризма!).

Обращаюсь ко всем, кто работает в области туризма, имеет частный (семейный) отель, гостиницу и т.п. Пишите! Я опубликую Вашу информацию (но не рекламу - реклама в рассылках запрещена!), так быстрее найдете и своих туристов, отдыхающих, а, возможно, и постоянных клиентов. Читатели узнают больше о возможностях болгарского туризма, санаторно-курортного отдыха и о других возможностях Болгарии (в том числе и бизнеса). Желательно получать и цену в ваших заведениях. Люди должны, иметь возможность заранее оценить свои финансовые возможности для планирования своего будущего отдыха.
Просьба и к самим читателям: если вы считаете данную рассылку интересной и полезной, то, пожалуйста, перешлите ее номер своим знакомым (сообщив им о ней предварительно!). Чем больше будет читателей, тем больше будет интересных писем, а значит и рассылка будет значительно интересней и полезней!


4.Юрий не могли бы вы сообщить стоимость ж/д билета от Софии до Пловдива .... и др. аналогичные вопросы.

Так как номер получился посвященным Ж/Д транспорту то сообщу подробную информацию: с 17 марта изменяется цена билетов на ж/д билеты (: http://www.bdz.bg/tzeni.htm#pl - здесь всегда можете посмотреть цену билетов)

Уменьшенныe цены (туда и обратно) для быстрого поезда для следующих маршрутов (в лв)

Релация 2 кл

1 кл

София - Благоевград - София 6.90 9.70
София - Бургас - София 16.50 23.60
София - Варна - София 20.00 28.80
София - Велико Търново - София 13.30 19.00
София - Видин - София 12.20 17.30
София - Враца - София 6.30 8.80
София - Габрово - София 13.30 19.00
София - Г.Оряховица - София 12.70 18.00
София - Димитровград - София 11.10 15.60
София - Добрич - София 23.20 33.60
София - Дупница - София 5.10 7.20
София - Кърджали - София 13.80 19.70
София - Кюстендил - София 5.50 7.70
София - Монтана - София 8.00 11.40
София - Петрич - София 10.40 14.70
София - Плевен - София 9.50 13.60
София - Пловдив - София 8.00 11.40
София - Разград - София 18.40 26.40
София - Русе - София 16.50 23.60
София - Сандански - София 9.20 13.10
София - Силистра - София 24.00 34.80
София - Сливен - София 12.70 18.00
София - Стара Загора - София 12.20 17.30
София - Трявна - София 12.70 18.00
София - Търговище - София 15.90 22.60
София - Хасково - София 11.70 16.60
София - Червен бряг - София 7.70 10.90
София - Шумен - София 17.20 24.50
София - Ямбол - София 13.80 19.70
Пловдив - Бургас - Пловдив 12.70 18.00
Пловдив - Кърджали - Пловдив 8.50 12.10
Пловдив - Плевен - Пловдив 14.40 20.70
Пловдив - Варна - Пловдив 15.80 22.60
Варна - Русе - Варна 11.10 15.60
Варна - Шумен - Варна 6.30 8.80
Г.Оряховица - Димитровград - Г. Оряховица 9.50 13.60
Бургас - Русе - Бургас 14.40 20.70
Бургас - Варна - Бургас 10.40 14.70
Варна - Добрич -Варна 5.80 8.20
София - Берковица - София 9.20 13.10
  • Эти цены только для билетов туда и обратно со сроком до 30 дней. Правила пользования такими билетами следующие:
  • Дополнительного уменьшения цены не предусмотрено, кроме детей от 7 до 10 лет, которые ездят за 1/2 от указанной цены билета
  • Билеты действительны 30 дней от даты поездки. При пользовании спального места срок - 50 дней.
  • Эти билеты обязательно отмечаются на вокзале (проставляется место). В случае не отметки билета, пассажир считается без билета.
  • Перерыв при поездках с такими билетами не разрешается.
  • Срок действия билета не может быть продлен.
  • Если поездка началась ранее указанной даты, то доплачивается соответствующая сумма.
  • При желании пассажира ехать в экспрессном поезде в одни или обе стороны, то доплачивается необходимая сумма.
  • При не использовании обратной части билета, возвращается половина стоимости билета уменьшенная на 20% полной стоимости, при наличии необходимой заверки.
  • Билеты из таблицы продаются только на прямые поезда между начальной и конечной точками, но по разным маршрутам без дополнительной доплаты.

5.Здравствуйте, Юрий.
Спасибо Вам за рассылку "О  Болгарии по-русски".
Прочитала о изменеиях визового режима для граждан России въезжающих в Болгарию.
В связи с этим хотелось бы узнать порядок получения виз и въезда в Болгарию на отдых граждан Украины.
Есть ли особенности в  оформлении виз для украинских граждан, постоянно проживающих  в Германии или Голландии?
С уважением, Марина

В вашем случае,   трудно ответить: Вам самим следует обратиться в Болгарское посольство. Если на Вас распространяются "льготы" немцев или голландцев для поездок в Болгарию, то визы вообще не нужны, в противном случае визовый режим такой же как и для других стран, не членов ЕС (список в предыдущем примере). Если проверите в посольстве, то пожалуйста сообщите о результате!

Жду ваших писем с вопросами, предложениями и советами!

Урок Болгарского языкаУроки в рассылке: " Изучаем иностранный язык – болгарский, вместе!" Подписаться на нее можете на странице: http://bizines.dir.bg/maillist/MailList.htm

Советы путешественникам:

Путешествуя по Болгарии железнодорожным транспортом выгоднее покупать билеты туда и обратно, такие билеты стоят на 20-30% дешевле, чем два билета: в одном и обратном направлении. Обратный билет действителен 30 дней.

Для курильщиков:
         Курение запрещено в следующих случаях:

в поездах с продолжительностью поездки менее 2 часов;
во второклассных вагонах, определенных для некурящих;
в отделениях второклассных и первоклассных вагонах, определенных для некурящих, включительно и в их коридорах и в тамбурах;
в спальных и кушет-вагонах.

На внешней стене вагона, определенных для некурящих, и в отделениях для некурящих наносится надпись "Непушачи" ("некурящие", "no smoking"), а на вагонах и отделениях, определенных для курящих - “Пушачи" ("курящие"). Пассажиры, курящие в запрещенных местах, штрафуются в размере 1 лева (0,5$) согласно тарифу, вступившему с силу с 15.10.2002 года.

Правила рекламации или возврата билетов:

Путник может отказаться от поездки не позднее 3 часов до отправления, если зарегистрирует или переоформит билет на другой поезд у начальника вокзала или другого ответственного лица.

Деньги за неиспользованные билеты возвращают не позднее следующего дня или в первый после выходного. После пропуска срока деньги не возвращаются.

        Билети за спальные места можно вернуть не позднее 24 часов перед отправлением, деньги за билеты купленные в день отправления не возвращаются.
        Пассажир может переоформить билет только один раз в следующих случаях:

  1. Если пассажир придет в ж/д бюро или вокзал не позднее  3 часов перед отправлением поезда, на который продан билет.  Переоформление делается на поезд не позднее следующего дня.
  2. Если пассажир опоздал на поезд и предъявит билет на вокзале до одного часа после ухода поезда, то билет может быть переоформлен на ближайший следующий поезд.
  3. По изключению, если пассажир случайно сел на поезд, который отправился раньше, чем на один час, то допускается поездка без специальной регистрации билета, но делается доплата, если  поезд более высокого класса или следует по другому графику.

        Если пассажир перезаверил билета на поезд с более высокой ценой или классом, доплачивается разница в цене, но если цена более низкая, то права на рекламацию нет.  Отказавшиеся от поездки с перезаверенным билетом не имеет  права на рекламацию.
        Если поезд отменен, то при перезаверке не берется штраф в 10%, но может быть переоформлен на ближайших поезд той же категории или можно вернуть билет.

Болгарские пословицы:

Ако излъжеш един път, не ти вярват до века.
На очите си ли да вярвам, тебе ли да слушам.
В мътна вода лесно се лови риба.

Болгарские анекдоты:
Млад прокурор се явява в съда по делото на жена, която била обидена от своята съседка. Прокурорът моли жената да повтори обидните думи, с които я е нарекла съседката.
- Извинете, господин прокурор, но аз не мога да повторя тези думи! – отговаря потърпевшата. – Това бяха толкова гадни думи, че не подобава на никой порядъчен човек да ги чуе...
- Ами тогава се приближете - предлага прокурорът - и ги прошепнете в ухото на съдията...

 

До  следующего номера!

Представитель ШСД в Болгарии.
Юрий Абашев
abashev@bitex.com
http://bizines.dir.bg
Архив рассылки находится по адресу:
http://bizines.dir.bg/maillist/MailList.htm

P.S. Свои вопросы или мнения можете отправлять на адрес: abashev@bitex.com . Хочу напомнить, что если не будет оговорено условие о конфиденциальности, за ведущим рассылки остается право на открытый ответ через рассылку.

1ались переговоры

Перешли этот выпуск своим друзьям!

Автор рассылок: Юрий Абашев
abashev@bitex.com

Hosted by uCoz