О Болгарии по-русски. Выпуск № 39 . |
Школа Своего Дела в Болгарии |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ведущий Расылки: Юрий Абашев, abashev@bitex.com Сайт: http://bizines.dir.bg |
Электронная рассылка Архив рассылки находится по адресу: http://bizines.dir.bg/maillist/MailList.htm |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Курс доллара
в Болгарии: 1$ = 1.850010 лв. Погода: 0-+4оС, солнечно, ветренно. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Благодарю всех подписавшихся! Спасибо за ваши письма, они помогают мне видеть, какая информация может быть вам интересна. Материал выпуска Болгарский транспорт (продолжение). Автомобильный (наземный) транспорт. Начало наземного транспорта скрывается в истории первобытного человека. Думаю, что возникновение "автомобильного", как первого наземного транспорта можно рассматривать после создания первого одноосного средства для передвижения: двуколки - тележки на одной оси с двумя колесами. В качестве "тянущей" силы использовали или человека (раба) или животные. Первое изображение двуколки относится к 5 тысячелетию до новой эры (До Христа). Первые колеса были сделаны из скругленного дерева и монолитны, но по мере развития совершенствовались в направлении улучшения амортизации и облегчения до колес со спицами и надуваемыми покрышками, одновременно с этим появились и двух колесные тележки. Создание первых перевозных средств привело к необходимости строительства и первых дорог. Одновременно с совершенствованием перевозных средств человечеству пришлось развивать и различные виды промышленности, включая и металлургию. Позднее появились города, развивалась торговля, денежный обмен, а вместе с ними и войны. В сущность толчок развитию транспорту в те далекие времена дали два основные фактора: торговля и стремление к военному господству. Все крупные дороги древности были построены для ускорения перемещения войск. Одной из первых известных дорог является "царский путь" Александра Македонского, который использовался для расширения завоеваний новых территорий. Он начинался от азиатской части Эгейского моря до Штат ал араб около Персидского залива, и был построен персами под управлении Дария 500 лет до новой эры. Это первый путь, о котором известно, что на каждые 20-25 километра были созданы станции для смены коней. В древнем Китае также была хорошо развита система дорог. Самый известный из них "шелковый путь" из центра Китая через Ферганскую долину (сейчас Узбекистан) к Черному морю и до Византии (Протяженность около 10 тысячи километров). Он был использован торговцами, а позднее и Чингиз-ханом для своих завоеваний. В городах Ассирии и Вавилона уже в древние времена использовали кирпичи (изготовленные при нагревании до 500-600оС), а также песок, асфальт и щебень для строительства дорог. Военное и торговое могущество Римской империи во многом обязано расширенной сети дорог. Эта сеть, начинаясь от Форум Романиум в столице Риме, она покрывала всю Европу и Малую Азию: общая ее протяженность превышала 80 000 км. Тогда был построен и первый мост через Дунай. Римские дороги славились тем, что прокладывались по самому краткому пути и имели, туннели, мосты и насыпи при необходимости. Болгарские пути, дороги и шоссейные магистрали часто проложены на местах древних дорог. В настоящее время шоссе Болгарии имеют протяженность более 37300 км. АВТОМОБИЛЕН ТРАНСПОРТ - Перевоз пассажиров и товаров с помощью автомобилей. Его развитие в Болгарии связано в основном с промышленным производством автомобилей в мире (с конца 19 в.); массовое распространение автомобилей началось в первой четверти 20 в. в США и Европе. В современном автомобильном транспорте получили распространения много тоннажные машины, машины с прицепами, тяжелые самосвалы, малотоннажные товарные автомобили, специальные и другие современные автомобильные средства. Постоянно увеличивается часть международных автомобильных перевозов. В Болгарии первый автомобиль внесен в 1902 для нужд Министерства войны (старое название Министерства обороны). В 1909 г. открыта первая между городская автобусная линия София - Самоков. Автомобильный транспорт переместился на I место по перевозу пассажиров в Болгарии (63 %) (2000). Он успешно конкурирует с железнодорожным транспортом, который за последние 10 лет значительно уступает автомобильному по своей конкурентоспособности. ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ - часть автомобильного транспорта страны. Организованная система общественного перевоза пассажиров и товаров в городах, между близкими городами и селениями возникает в Болгарии в начале 19 в. В соответствии с устройством городской транспорт бывает рельсовым (трамвай, метро) и безрельсовый (троллейбус, автобус). Он возникает в 30-е г. 19 в. в Ню Йорке как часть вагонов на рельсовом пути с конской тягой. Первый электрический трамвай был пущен в эксплуатацию в Берлине в 1881 (в Болгарии - в 1901 в Софии), первое метро построено в Лондоне (1860-63). В начале 20 в. в Европе прокладывают первые троллейбусные линии (в Болгарии - в 1941 в Софии); в городском транспорте быстро распространяются автобусы с двигателем с внутренним горением. Последние годы в Софии стали закупаться исключительно новые модели автобусов с газовыми, чистыми экологическими двигателями. Последние год, облегчается транзитный трафик через территорию Болгарии в соответствии с требованиями ЕС, большие средства инвестируются в развитие инфраструктуры в улучшение автомобильных дорог. (Хотя дороги в Болгарии и лучше русских, но в СМИ постоянно обсуждаются те же проблемы, что и в России: ямы на дорогах, плохое регулирование движения, медленное строительство скоростных магистралей). Сейчас серьезно занимаются законодательством, которое должно сделать одинаковыми различные таксы, ускорить оформление визовых и таможенных документов для товарных и международных перевозок. Более 4000 фирмы ожидают изменений в законодательстве. Планируется перейти на свободный доступ для автотранспорта европейских стран. Сейчас для получения разрешения для международных перевозок необходимо пройти Министерство транспорта. Существует два вида разрешений: бесплатные для перевозчиков, чьи автомобили полностью соответствуют требованиям ЕС по экологии и безопасности - так называемые "зеленые", для них каждый год определяются квоты по международным соглашениям; и платные - для всех остальных перевозчиков. Вводится единая система такс экологических, дорожных, магистральных и т.п., для упрощения расчетов и уменьшения коррупции на дорогах. Введена и специальная полиция, которая следит не только трафик, но и таможенные правила перевозок через Болгарию. Сейчас в Болгарии действует система различных национальных, общинских и др. такс, что способствует рэкету и вымогательству на дорогах. Будет введена единая такса на основе европейских правил, а для ее определения будет взята единица тонна/километр. Это делается для того, чтобы каждый перевозчик мог заранее определить будущие расходы при пересечении Болгарии. Будет введен и единый сертификат на каждый автомобиль, который будет признаваться в 10 странах подписавший меморандум. Это сделает бессмысленным взвешивание на промежуточных станциях, что ускорит перевозки и исключит субъективизм при определении размеров и затоваренности автомобилей. Международные магистрали также должны,
сертифицироваться по качеству и отвечать
европейской директиве о путях класса Е. Для профессиональных шоферов вводится упрощенный режим получения виз и других дорожных документов. Сейчас в Болгарии существует 4500 международный перевозчиков, но не все из них отвечают европейским нормам. По рекомендации Международного транспорта с 1 февраля проводится их перерегистрация. Увеличиваются банковские гарантии с 5000$ до 8000$, увеличивается с 10% объем транспортных операций. Сейчас 60% болгарских перевозок в ЕС, 30% в Россию, 10% в Турцию и на Близкий Восток. Хочу отметить, что так как в прошлом году были случаю грабежа иностранных туристов на дорогах в вечернее и ночное время, то при остановке в "нерабочее" время лучше не останавливаться в отдаленных районах, а постараться добраться до полицейского поста, и только там выяснять отношения (наличие полицейской формы, как и в России, ни о чем не говорит!). В принципе, полиции было дано указания не останавливать в темное время суток машины далеко от населенных пунктов! Дам немного статистики: Легкие автомобили
Статистика аварий в Болгарии за последние годы:
Из табличных данных следует вывод: за последнее десятилетие наблюдается увеличение числа аварий. С 1989 г. до 2000 г. в стране 80 695 ДТП, в которых ранено 92 170 и погибли 14 212 человека. Для интересующихся, дам и список Интернет адресов для дополнительной информации: Автомобильный транспорт: Это на сегодня все! Если, что-то упустил, пишите! В следующем номере рассмотрим воздушный транспорт. Так как письма часто очень большие, то для сокращения я буду публиковать только вопрос, если остальная информация не представляет интереса для подписчиков. 1.В прошлом выпуске вы писали о правилах пользования ж/д билетами в Болгарии. А как можно вернуть билет, при каких условиях? Приведу официальную информацию: ВОЗВРАТ ДЕНЕГ ЗА ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО НЕ ИСПОЛЬЗОВАННыЕ БИЛЕТы И АБОНАМЕНТНыЕ КАРТы По рекламационному
порядку возвращаются деньги за полностью или
частично неиспользованные билеты и абонементные
карты. Для возврата пассажир подает заявление до
"БДЖ” - ЕАД - "Контроль приходов и
международные расчеты” (ул. Мария Луиза 114-а), с
приложением билета или абонементной карты, при
следующих условиях: При возвращении
денег при рекламации удерживается 10% от
стоимости, округляя верх до целого лева, кроме
случаев: Рекламация за билеты
и абонементные карты принимаются в 6 месячный
срок от даты их продажи. Не возвращаются
деньги за: 2. Ваши что так сильно воевать
хотят? О Войне: по решению болгарского парламента болгарские солдаты не будут участвовать в военных действиях: только болгарские противохимические подразделения (пока 150 человека, из них 12 врачей) готовы для операции, при необходимости, по обеззараживанию территорий, но будут находиться вне Иракской территории. Болгария предлагает США только свое воздушное пространство для перелета войск и два военных аэропорта для заправки и пере и дозаправки американских самолетов. Американцы (НАТО) обещали "способствовать" возврату Болгарии Иракского долга, который почти равен болгарскому внешнему долгу (более 2 млрд. $ + проценты), но до сих пор только обещания. Как сообщили ранее СМИ, Турция добилась оплаты своих услуг в размере 15 млрд. $ за свое участие в войне (20.03.2003 г., когда Турция согласилась предоставить свое воздушное пространство, НАТО сообщило, что обещания выплатить 15 млрд. $ не существовало!?). Что касается визита Путина, то он дипломатично сказал, что вопрос о поддержке или нет НАТО дело любого независимого государства в соответствии с его внешне политическими интересами, а по сему Россия не собирается вмешиваться! В Болгарии появились сообщения о том, что принятие Болгарии в ЕС может быть отложено из-за не согласия с решением Совета Безопасности Европы, но сразу появились его опровержения. В болгарских СМИ сейчас достаточно много информации о жестокости режима Садама, о дискриминации в Ираке и т.п. (интервью с беженцами из Ирака). Например, что Ирак уже использовал на прошедшей неделе ракеты с дальностью полета 300 км, которых у него не должно существовать, что доказывает фактический обман Ираком ООН об отсутствии у него стратегического вооружения. Так или иначе, все выглядит попыткой оправдать свое решение поддержать НАТО и США.
Естественно в рассылке
информация только общая, важную информацию
получат желающие принять в нем участие через
личную переписку. Сейчас уточняются детали
совместного бизнеса и новые цены на 2003
туристический год. Он начинается с начала апреля,
но основной поток туристов со второй половины
июня. 4.Юрий, спасибо за
интересную инфо о Болгарии в Ваших рассылках. Вопрос регистрации своего издательства в Болгарии интересует иностранцев (я получил несколько писем с подобной просьбой), хотя сами болгарские издатели относятся немного скептически к изданию книг для болгарского рынка: основная причина низкая покупательная способность болгар. За время перестройки тиражи газет упали в десятки раз, а книги покупают в основном только "бульварно-развлекательного" характера. По мнению издателей, прошлый год (2002 г.) был самым сложным с 1989 года. Причины: за 14 лет не только не создана, а практически разрушена система распространения книг, НДС такой же, как и на другие товары (В других странах книгоиздатели пользуются различными льготами, в России, по данным болгарских СМИ, НДС в 2 раза ниже). Коррумпированные чиновники разрушили сеть книжарниц (книжных магазинов) по всей стране. Государство ничего не делает для помощи книгоиздателям, единственное не введена цензура! В маленьких странах (Голландия, Швеция) - государство оплачивает тираж до нескольких тысяч экземпляров, если местный, национален автор, например, существуют и программы помощи и авторам и издателям. Кроме этого в мире существует около 8 млн. потенциальных читателей литературы на болгарском языке, а, следовательно, рассчитывать на большие тиражи не приходится. Кратко дам информацию о частных издательствах. Но должны учесть следующее (не хочу Вас разочаровывать, но постараюсь объективно рассмотреть все возможности - многое зависит от того, что и как издавать): Издательский бизнес в Болгарии, как считают специалисты, перенасыщен, а покупательная способность населения достаточно низкая! Сейчас в Болгарии более 2000 фирм зарегистрировались с предметом деятельности издательство книг, из них работают около 80, а из них только 15 - имеют достаточную прибыль для развития бизнеса, т.е. достаточно успешны. (В Болгарии, при регистрации фирм, указывают все возможные виды деятельности, на которые регистратор может отважиться, в том числе, как правило, указывают издательскую и рекламную деятельность). Для создания собственного издательства в Болгарии необходимо минимум 5000 лв (2,800$) , что хватит для издания одной книги (не бестселлера)! Для развития бизнеса издание этой книги должно дать достаточную прибыль для развития (естественно, если не будет прибыли ....). Как видно, что решение об издании первой книги очень важно! Если серьезно желаешь задержаться на рынке, необходимо иметь в запасе еще несколько заглавия. Если книга переводная, то необходимо иметь под рукой переводчики и редакторы - перевод машинописной страницы на болгарский обходится 6-8 лв (и более до 20-40 лв иврит, китайский, японский) в зависимости от языка и трудности материала. Если перевод не в электронном варианте, то дополнительно 5 лв набор на компьютере. Следует учитывать и авторские права, которые достаточно дорогие (часто до 5000 и более $)! В данный момент, даже нашумевшие мировые произведение очень сложно и трудно продаются в Болгарии. Издатели признают, что от романов сейчас не зарабатывают достаточно, а за издание учебников ведутся большие сражения на других уровнях (существуют государственные заказы и конкурсы)! Издание рекламных материалов может быть только сопутствующей деятельностью. Естественно, всегда есть возможность открытия незаполненной ниши, которая могла заинтересовать читателей. Необходимо найти то, что будет продаваться! давайте попробуем ее найти! Что продолжает продаваться? Это: документальная литература, а также философская, историческая, компьютерная (но быстро устаревает!), экономическая и бизнес литература. Люди все-таки начали интересоваться новая ли книга, бестселлер или нет? Сейчас часто получается так, что книга появляется в Болгарии раньше американской или др. премьеры. Необходимо очень точно изучить профилированность работающих издательств, чтобы найти свою собственную нишу. Например, много фирм попробовали издавать бестселлеры, но не успели - рынок перенасыщен бестселлерами, но маленькая фирма, издающая юридическую литературу, может иметь постоянный доход (законы меняются каждый месяц). Хотя и здесь на рынок выходит все больших электронных вариантов. В Болгарии говорят, что стоимость книги самая низкая в мире, ниже стоимости книг в России (я правда с этим согласиться не могу!), поэтому, если планируете издавать в Болгарии, а продавать их где-нибудь заграницей, возможно и будет выгодно (учитывая низкую себестоимость труда, см. предыдущие выпуски). Требуются серьезное изучение, как болгарского рынка, так и возможностей соседних стран. Теперь о справочниках телефонных и товарных. Телефонные справочники в Болгарии существуют несколько: "Справочник БТК" (Болг. Телекомуникац. Компания), "Желтые страницы" и последние 5 лет справочник "Крас". Других я еще не встречал! Стоимость таких телефонных справочников (1000-1400 страницы) порядка 8-15$. Более высокую цену болгары не воспримут. Но, несмотря на относительно низкую цену, по-моему, реализуются с трудом. Последний справочник "Крас" вообще ориентирован на бизнесменов, и его цена значительно выше стоимости других справочников (25$) - естественно его тираж и не большой. Обе фирмы предлагают два вида справочников: болгарский туризм и болгарский бизнес. Товарные справочники "Кирпичи", получившие широкое распространения в Москве последние годы, в Болгарии пока отсутствуют. Дополнительную информацию можете получить на сайтах: Желтые страницы: WWW.YELLOWPAGES-BG.COM , София, бул. "П. Евтимий" N 15, тел.: 981 51 00, 981 51 12 E-mail: info@yellowpages-bg.com Фирма КРАС ПЛЮС ООД : http://kras.net/ , http://www.kras.net/Kras%20news.htm София 1000, бул. Княз Александър Дондуков №57, вх. А, телефон: 9819040 ,факс: 9818190, email/www: kras@internet-bg.net Теперь о газетах бесплатных объявлений, типа "Из рук в руки", в Болгарии есть только одна национальная газета " Куриер-5", с прошлого года выходит каждый день, но ее размер и тираж значительно меньше русского собрата! В Софии выходит еще несколько газет бесплатных объявлений: "София", "Позвънете, София", "Фокус". Есть несколько местных рекламных газет, распространяемых бесплатно по почтовым ящикам на бумаге форматом А3, да и то только в крупных городах. Во многих издательствах нет фиксированных расценок (мне не удалось их получить), а ориентируются, в основном, на требованиях заказчика и его платежеспособности. А для разговора с издателем необходимо иметь конкретную информацию: объем книги, наличие цветных или ч/б картинок, качество бумаги, твердая или мягкая обложка, предполагаемый тираж и др. Я попробовал проверить по телефону, но никто не желает отвечать на абстрактные вопросы. Надеюсь, что моя информация окажется полезной вам и другим читателям, но постараюсь найти и специалиста в этой области (если такой существует!?). Пишите, если смогу помочь дополнительно. 6.Наши уже сейчас не едут ни в Турцию ни в Египет, ни вообще в ту сторону, а если война начнется, то точно народ этим летом махнет в Европу на Кипр или на наше Черное море. Испания похоже в этом году не катит из танкера, где он утонул, народ мало знает, а вот то что в Испании на пляжах мазут это по телевизору все видели :))Посмотрим, но пока болгарское правительство уверяет, что число туристов в этом году увеличится значительно, а война в Ираке не должна отразиться. Поживем , увидим!? Жду ваших писем с вопросами, предложениями и советами! Урок Болгарского языка : См. рассылку:" Изучаем иностранный язык – болгарский, вместе!" Подписаться на нее можете на странице: http://bizines.dir.bg/maillist/MailList.htm Болгарские
пословицы: Болгарский анекдот:
Словарик: куче - собака; До следующего номера! Представитель ШСД в
Болгарии. P.S. Свои вопросы или мнения можете отправлять на адрес: abashev@bitex.com . Хочу напомнить, что если не будет оговорено условие о конфиденциальности, за ведущим рассылки остается право на открытый ответ через рассылку. Если настаиваете на публикации своего письма в рассылке указывайте свой е-mail в теле письма. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1ались переговоры | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|