Rusweb banner exchange

Начало - Рассылка - Болгария - Туризм - Бизнес - Услуги - Идеи - Интернет - Законы

Меню:

Рассылка

Болгария:

Bg-в цифрах
Гос.устройство
Международные. отношения
BG-NATO
География
София
Экономика
Экономика в тени
Экон.рост
Промышленность
100 фирм
Здравоохранение

Транспорт:
железнодорожный
-   воздушный
-   чартеры
-   автомобильный
-   водн
ый
-   Метро
Авторынок
Банки
Природа
История
Население
Таможня
Язык
Уровень жизни
Отопление
Зарплата
Безработица
Иностранцы в БГ
Менталитет
Русские в БГ
Недвижимость
Праздники
Деньги
Обмен валют
Время
Телефон
-   Полезные
-   Мобильн
ые
Проблема алкоголя

Туризм:

Морской
Горнолъжный
Спортивный
Лечебный 
Охотничий
"Винный"
Сельский
Религиозный
Исторический
Экологический
Варианты для отдыха

БГ-Бизнес:

Интернет БГ:

БГ-инфо в Интернете
БГ-портал
ы
Сайт
ы о Болгарии
Сайты друзья

Законы:

Конституция
Гражданство,
Вид на жительство
Инвестиции
Визовый режим

Наши услуги:

Наш магазин:

Бизнес идеи:

Внимание обман!

Mailing List

Гостевая книга

Об авторе


Связь с нами

 

Rambler's Top100

 

Болгария

Болгария и НАТО:

Болгария, Румыния, Словения, Словакия, Литва, Латвия и Эстония 21.11.2002 г в Праге были официально приглашены для вступления в НАТО, однако семь стран смогут стать членами НАТО не ранее первой половины 2004 г. после окончания переговоров по присоединению и после ратификации результатов переговоров.

Несколько моментов истории отношений НАТО и Болгарии.

До 1998 года Болгария член Варшавского договора. В 1997 г. в Мадрид НАТО пригласила в свои члены первые страны от бывшего советского блока. В 1989 г. в Вашингтоне были договорены первые “дипломатические” отношения между Болгарией и НАТО. В 1999 г. Болгария разрешила использование своего воздушного пространства для пролета самолетов НАТО во время военных действий в Югославии. В 2001 г. впервые в Болгарии в Бургасе была создана временная американская база для заправки Натовских самолетов во время войны в Ираке. В Афганистане в составе временного контингента НАТО единственно Болгария (из стран, кандидатов в НАТО) сейчас имеет свое подразделение, отвечающее за противохимическую защиту контингента.

После официального объявления приглашения в НАТО нынешнее правительство НДСВ высоко оценило действия всех пяти предшествующих правительств в направлении налаживания отношений с НАТО за прошедший 13-летний период.

Непосредственные последствия для Болгарии будущего вступления в НАТО:

Правительство НДСВ должна поспешить и до начала декабря подготовить стройную концепцию о том, как Болгария видит свое присутствие в НАТО. Буквально за несколько недель парламент должен рассмотреть закон о национальной безопасности, который, наконец, регламентирует деятельность спецслужб, а также и закон о классифицировании информации. Это две области, в которых Болгария набрала больше всего черных точек, на которые обращает Пентагон. В следующий месяц прибудет делегация из Брюсселя для начала переговоров, которые до конца марта должны привести к подписанию протоколов о присоединении к НАТО. Если София не предоставит ясную концепцию о том, с какими вооруженными силами войдет в НАТО, какую инфраструктуру предоставит пакту и, как будет ее поддерживать, то все это будет указано самим альянсом.

Для начала Министерство обороны будет принуждено переосмыслить основу самой идеи, как должна выглядеть армия и как используется.

Стратегическая концепция пакта эволюцинизира после 11 сентября 2001 г. и военная концепция против терроризма стала на повестке дня. В этой войне танковые дивизии не имеют места. Современный солдат должен быть профессионалом, а не новобранцем, отлично оборудован и умеющим пользоваться снаряжением, и способным исполнять скорее полицейские, чем военные миссии. Эта новая концепция полезна и Болгарии, потому что национальная безопасность, как часть НАТО, будет гарантировано на более высоком уровне. Кроме этого поддержка мобильной армии значительно дешевле, содержания пехотной дивизии.

Проблема в том, что профессиональные солдаты официального призыва в болгарской армии сейчас исполняют в основном административные задачи. Так получается парадокс, что единственные болгарские силы быстрого реагирования практически не армейский, а полицейский Специализированный отряд для борьбы с терроризмом (СОБТ), который состоит от менее 200 души. Маленькие, хорошо обученные войсковые части тактического уровня – единственное, что Болгария могла бы предложить NATO для участия в будущих операциях. Сейчас в болгарской армии профессиональные солдат, единицы. Если судить по отчету Военного ведомства: „От запланированных для призыва в 2001 г. 158 души были набраны только 98 души, что составляет 75% от плана и объясняется высокими критериями для отбора личного состава“, пишется в документе МО. За счет этого, офицерский и административный состав остается чересчур высок. „Никогда Болгария не имела столько высокий процент офицерского состава, как заложенный в актуализированном Плане 2004“, отмечается в докладе Атлантического клуба и общества „Джордж Маршал“.

Руководство болгарских войск, вероятно, должно будет пересмотреть существующую практику распыления денег из армейского бюджета на дорогие мега проекты, польза от которых сомнительна. Пример этого скандальные проекты по созданию коммуникационно - информационной системы для нужд сил быстрого реагирования, которая за 3 года так и не внедрена, или проект по модернизации истребителей МиГ-29. Для него нужны около 64 миллиона лева, а все средства в военном бюджете на капитальные расходы около 40 миллиона. Эти самолеты вряд ли будут включены в коалиционные операции. Даже Германия, которая имеет эскадрилья МиГ-29, наследена от бывшего ГДР и адаптированы по стандартам пакта, используют эти самолеты только для тренировок и имитации воздушного боя с подобным противником. Короче говоря, инвестирование в такой проект бюджетных средств не особенно хорошая идея.

Другая серьезная проблема, что болгарские войска продолжают участвовать в хозяйственной деятельности армейского ведомства и торговле с боевой техникой, которая снята с вооружения. Работа военного ведомства поддерживать вооруженные силы, а не заниматься хозяйственной деятельностью. Особенно, что эта деятельность часто проводится на острие закона, а иногда и вне закона, о чем в прессе периодически встречаются сообщения о контрабандном экспорте товаров с двойным применением.

Сколько будет стоить Болгарии входная такса в Альянс?

„Только мертвый знает, цену безопасности, но не может сказать!” Этот афоризм часто используется западными анализаторами, когда требуется объяснить, сколько стоит прием в НАТО новых членов. В Болгарии тоже этот вопрос мало дискутируется, так как политики боятся, что реальные цифры могут убить евроатлантический энтузиазм.

Приведу некоторые данные по анализу этого вопроса:

Первый анализ: бюджетная комиссия американского конгресса в марте 1996 г. вычислила, что расширение НАТО будет стоить между 61 и 125 миллиарда доллара за период от 13 лет. Месяц позже корпорация РАНД определила границы между 10 и 110 миллиарда доллара, а эксперты приняли за най-вероятную сумму в 42 миллиарда доллара. Базой для этих прогнозов было то, что стратегической концепцией пакта от 1991 г. было, что СССР самый серьезная угроза для стран членов. Эти суммы были значительно уменьшены в декабре 1997 г., когда начались серьезное обсуждение в Брюсселе расширение НАТО. Тогда расчеты показали, что прием новых членов будет стоить 5 миллиарда доллара за 10 летний период.

Самый детальный анализ расходов по расширению североатлантического пакта был сделан в середине 1998 г. бюджетной комиссией американского конгресса (www.cbo.gov). Он констатировал, что расширение значительно уменьшит расходы США на военные цели, не уточняя деталей. Так американским Сенатом практически были ратифицированы договоры по присоединению Польши, Чехии и Венгрии в 1998 г. без ясного финансового баланса. Но так были опровергнуты баснословные прогнозы о цене расширения НАТО.

Прямые расходы на НАТО, которые иначе не были бы сделаны, если бы Болгария осталась нейтральной и не присоединилась бы к какому-либо союзу.

По заключению специалистов гражданские расходы пренебрежимо маленькая. Второй вид расходов на оборонительные цели и составят около 10 млн.$ (что равняется на около 0.65% от общего бюджета НАТО за оборонительные цели). Третья группа расходов не исчислялись, так как, не будучи членом НАТО, любая страна делает их. Четвертая группа финансируется из общего бюджета североатлантического пакта и практически означает, что, в сущности, они должны быть перенесены в графу пользы. Или, в общем, расходы Болгарии могут составить около 200 млн. $ за 10 лет по переоборудованию по натовским стандартам. Если сравнивать с другими странами (Польша, Венгрия и Чехия), то их расходы оказались в районе 4-15 млн. $ в год.

Вноски стран членов в общий бюджет НАТО определяется по сложной формуле, но примерно, в качестве базы для исчислений берут БВП на голову населения. На основе этих вычислений болгарские эксперты установили, что вноска страны в общий бюджет НАТО составит около 2 миллиона доллара, но к ним необходимо добавить оплату персонала и поддержку инфраструктуры, с ними сумма, вероятно, увеличится до около 9 миллиона доллара в год.

Сейчас единственным документом, в котором официально рассмотрен вопрос расчета цены приема Болгарии в НАТО, является Национальная программа по подготовке и присоединению Болгарии к НАТО. За 2002 г. в программе запланировано 72 миллиона лева (36 млн. $), но из этой суммы финансируется участие болгарского контингента в Афганистане и миссия Болгарии в НАТО. Это практически так называемые НАТО расходы и они могут возрасти в следующие годы. В среднем в следующие годы по программе заложены суммы в 20-40 млн.лв., но надеются на 'большие вложения со стороны НАТО в болгарскую инфраструктуру.

К прямым расходам будет необходимо добавить не только средства от Министерства обороны, но и от министерств иностранных и внутренних дел, министерства экономики и другие вплоть до министерств экологии и образования. Так расходы колеблются в широких границах, но консервативная оценка около 10 миллиона доллара, тогда как верхняя граница может достигнуть до 50 миллиона доллара. Значительно сложнее рассчитать не прямые расходы, которые связаны с модернизацией вооружения, созданием подходящей инфраструктуры, поддержание высокой постоянной готовности в отдельных военных частях. Это в большой степени будет зависеть о договора, который составят, в конце концов, Болгария и НАТО.

При хорошо намеченных целях и ясной стратегии по созданию вооруженных сил, Болгария может получить и вооружение на принципе каскадирования, т.е. излишнее современное вооружение одна страна член может безвозмездно передавать другой, что значительно уменьшит расходы на модернизацию. (По грубым оценкам в год Турция получает так помощь около миллиарда доллара, а польские ВМС получили два американские фрегата, 4 норвежские подводные лодки и т.п.).

Пример с трансферт оружия показывает, что если членство в НАТО использовать умело, то можно получить не только увеличение безопасности. По данным совместного исследования Союза работодателей и Центра по либеральным стратегиям Болгарии от октября 2001 г. экономические пользы от членства Болгарии в НАТО увеличение расходов на оборону на 0.1% от БВП может привести увеличение экономического роста на 0.2%.

К этому необходимо добавить улучшение среды для бизнеса, связанного с обороной, который может привлечь внешние инвестиции и расширить рынки для болгарской продукции. Болгария должна будет больше отделять средств для улучшения инфраструктурных объектов, часть из которых будет оплачено из Брюсселя. Принятие Болгарии в НАТО раскроет и новые возможности в образовательном и научно-исследовательском секторах, так как потребуются новые знания и умения. По предварительным данным, все это может привести к увеличению БВП между 0.3% и 0.4%.

Значительно важнее косвенные пользы от включения Болгарии в НАТО.

В долгосрочном плане присоединение к пакту улучшит институциональную рамку болгарской экономики. По самым скромным расчетам последствий, Болгария сможет прибавить до 1% к годовому экономическому росту. Сейчас трудно прогнозировать, но уже в июле 2002 г. несколько десятков американских компаний выразили желания открыть офисы в Софии и ждут только официального приглашения Болгарии в НАТО.

Как относятся болгары к присоединению к НАТО?

Изучение общественного мнения о „любви“ к Европейскому союзу в разных странах оформили парадокс, что, чем дальше страна от союза, тем 'большая поддержка там наблюдается. Но остановимся только на Болгарии. Первые намеки на возможное присоединение к пакту появились в 1990 г. и были встречены негативно, или скорее насмешливо.

 Почти до края на 1996 г., когда членство в североатлантическом альянсе стала частью президентской кампании, одобрение колебалось около 20 процентов. От того время доверие к пакту росло с исключением периода косовского кризиса, когда поддержка упала до около 45%.

Сейчас две трети болгар за членство в НАТО, тогда как, только около 30%, выступают против. Это соотношение сохраняется почти без изменения от начала 2001 г., а противостояние пакту имеет практически нулевую поддержку в обществе.

По социологическим анкетам две основные характеристики, с которыми болгары связывают с НАТО, с позитивным направлением - „альянс и защита“ - 37%, и „умиротворяющий союз“ - 30%.
24% -рассматривают НАТО, как „агрессивный военный блок“.  Негативизм к НАТО связан, в основном, от связывания альянса только с защитой единственно своих интересов великих сил. Только 26% болгар считает, что пакт защищает и интересы целой международной общности. Непосредственный вывод из этих данных показывает, что большинство болгар рассматривает национальную безопасность, как функцию от интересов великих сил, так как много болгар признает незначительную роль, которую Болгария может играть на международной сцене.

Преобладающее позитивно большинство остается и при ответе на вопрос: „Членство в НАТО повысит ли гарантии для национальной безопасности Болгарии“. В соотношение 57%:38% доминируют положительные ответы.

Сейчас, после получения приглашения в НАТО, общественное мнение, по данным болгарских СМИ, поворачивается в сторону 'большего доверия к НАТО. Если, тем не менее, болгары не осознают, что членство в клубе развитых западных демократий потребует от них и определенной ответственности, эффект для Болгарии в целом будет маленьким. И на Болгарию продолжат смотреть, не как на часть от клуба западноевропейских стран, а только как на страну, допущенную до стола больших демократий.

В тексте использованы данные от национальных представительных исследований (периода апрель 1999 г. - октябрь 2002 г. ) социологической агенции „Алфа рисърч“, газеты “Kапитал” (№46, ноябрь,, 2002 г). и данные болгарских СМИ

Наши друзья:

BGReal

BGRealConsult

BGInfo

BGRu.net

ШСД-БГ

 

Для контактов: abashev@bitex.com

 

Начало - Рассылка - Болгария - Туризм - Бизнес - Услуги - Идеи - Интернет - Законы

Click here to visit our sponsor

Перепечатка материалов сайта разрешается при указании источника: "О Болгарии по-русски" и адреса: http://obolgarii.narod.ru
Все права принадлежат Юрию Абашеву © 2003 abashev@bitex.com

 

Hosted by uCoz